Модернизация образования

Основные направления модернизации системы образования Никольского района

Успех любого дела зависит от качества выполненной работы, успех общества во многом – от качества знаний и уровня воспитанности выпускников наших школ.

В связи с внедрением в 2011-2013 учебных годах в образовательный процесс Программы модернизации образования перед школой поставлена очень важная задача: не только давать образование, но и готовить ребенка к будущей взрослой жизни, помочь ему стать предприимчивым, самостоятельным, уверенным в себе человеком.

2011-2013 учебные года – года ускорения процессов модернизации образования. Для достижения указанных целей перед образованными учреждениями Никольского района поставлены следующие задачи: введение Федерального государственного стандарта общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, обеспечение развития учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, как по форме, так и по содержанию, сохранение и укрепление здоровья школьников, обеспечение условий для занятий физкультурой и спортом.

Сеть образовательных учреждений Никольского района – это 13 детских садов, 12 школ, 2 учреждения дополнительного образования. С полным правом можно говорить о спектре предоставляемых услуг: группы раннего развития детей при школах и дополнительном образовании, группы в детских садах, работающие по приоритетным направлениям, профильная подготовка старшеклассников на базе школ и ресурсного центра.

В связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование в июне 2011 года образовательная карта Никольского района потерпела некоторое изменение – из сети исключены 3 основные школы (МОУ ООШ № 5 – 87 учащихся, с.Серман – 20 учащихся, с.Прудное – 23 учащихся) и 1 начальная школа (с.Тюнярь – 6 учащихся). Эти меры были направлены на повышение наполняемости классов, доведение числа педагогических работников до норматива, повышение качества образовательной услуги и заработанной платы учителям.

В 2011 году в проект по модернизации общего образования были включены два учреждения – средние школы № 2 и № 4 г.Никольска. В 2012, 2013 годах работа по данному проекту будет продолжена. В 2012 году в проект войдут 50% Никольских школ (шесть общеобразовательных учреждений), в 2013 году – 26% (4 общеобразовательных учреждений).

В 2011 году по данной программе в эти общеобразовательные учреждения поставлено оборудование на общую сумму 3 581 763, 38 рублей: компьютеры для библиотек, комплект оборудования «Общая робототехника», комплекты интерактивных классов, электронные книги «ридеры», комплекты оборудования с программным и методическим обеспечением для экспериментальной деятельности, построены локальные вычислительные сети. Во всех общеобразовательных учреждениях установлены серверы.

В проекте модернизации образования серьезное внимание уделяется педагогу, способному обновлять содержание своей деятельности посредством критического творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Появилось много конкурсов, в том числе грантовых. Один из примеров, в рамках Грантового конкурса инновационных учительских проектов «Педагогическая инициатива», объявленного Министерством образования Пензенской области в 2011 году, из 6-ти заявленных проектов педагогов одной школы (СШ № 1) — четыре педагога стали победителями.В 2012 году — 1 учительский проект.Педагоги, согласно условиям конкурса, получили денежное вознаграждение.

С сентября 2011 года по настоящее время в рамках проекта модернизации образования более 200 педагогов Никольского района прошли курсы повышения квалификации по различным программам, основная из которых «Информационно- коммуникационные технологии в образовании».

В связи с приведением всей нормативной базы образовательных учреждений в соответствие, с внедрением в жизнь Программы модернизации системы общего образования наметились положительные моменты по увеличению заработанной платы педагогов.

2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Зарплата учителей 7240 руб. 8332 руб. 12190 руб. 14604 руб.

Никольский район один из районов, где нет свертывания дошкольного образования. Не закрылся ни один детский сад.

В детских садах Никольского района 946 воспитанников, что составляет 56% от всех детей района в возрасте от 1 до 7 лет. Доля детей от 3 до 7 лет, получающих услуги дошкольного образования через разнообразные формы составляет 90%. В детских садах на сегодняшний день ликвидирована очередность за счет открытия новых групп и уплотнения действующих. Столь высокий процент охвата дошкольным образованием стал возможным за счет вариативности дошкольного образования, открытия альтернативных групп.

В работе с дошкольниками в детских садах большая ставка делается на родителей. Так в детском саде № 5 на протяжении ряда лет работает «Школа молодых родителей». В детском саде № 9 успешно работает «Родительский всеобуч», на котором обсуждаются вопросы здоровья, демографии, приглашаются с целью распространения семейного опыта состоявшиеся родители.

Перед современной школой, стоят много задач, из которых, как правило, должны быть выделены заглавные. На сегодняшний день это:

— работа с родителями

— занятость детей

— воспитание предприимчивости, самостоятельности и уверенности в себе.

Воспитание предприимчивости молодого поколения, умения работать в команде реализуются в Никольских школах через проект «Обучение через предпринимательство». Конечно, не все получается, но определенные наработки в этом направлении уже существуют. Результаты работы – создание проектов, получение новых идей. Так, сотрудничая с компанией ИП Елинова, ребята СШ № 2 разработали проекты «Организация переработки вторичного сырья», разработка «Бренда компании». А бизнес проект «Создания Конно-туристко-развлекательного комплекса» Отставновой Екатерины (15 лет) в региональном конкурсе занял 2–е место. Успешно реализуется проект «Обучение через предпринимательство» в СШ № 3, «Бахметевская артель» стала их наставником. Темы детских проектов очень серьезные. Достаточно их назвать:

1.Анализ условий труда и мотивация труда на предприятии.

2. Решение социальных проблем и мотивации труда на предприятии

3. Анализ изделий конкурентов.

4. Разработка мероприятий по продвижению продукции на рынок

5. Анализ эффективности использования трудового потенциала организации.

Учащиеся СШ ст.Ночка разработали два проекта — «Утилизация отходов деревообрабатывающего предприятия для компании – ментора ЗАО «Дера» и разработка «WEB – сайта» для Ночкинского ХПП, который признан одним из лучших по Пензенской области и занял 1-е место в областном конкурсе «Я – гражданин!».

Изучив опыт работы в сфере услуг, Глухова Олеся СШ № 4 организовала с помощью родителей свое собственное дело — отдел «Всё для праздника». В течение года затраты окупились. И уже в этом году она расширила сферу услуг – «Брендовые игрушки».

Продолжением работы в этом направлении является работа по профориентации учащихся. Ее школы проводят совместно с Центром занятости населения в режиме анкетирования, социологического опроса о востребованности рабочих профессий в своем районе. Ежегодно проводятся «Дни открытых дверей» для старшеклассников, ориентированных на получение рабочих профессий. В календаре мероприятий, проводимых школой, много экскурсий на производство (маслозавод, хлебозавод, АТП, больница, малые стекольные предприятия). С 2008 школы работают по сетевому взаимодействию с ПУ № 12.

На территории Никольского района функционирует Профессиональный Колледж им.Оболенского.

Всего учащихся – 112

1 курс – 24,

2 курс – 52,

3 курс – 36

Специальности: мастер – обработчик стекла и стеклоизделий, повар-кондитер, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Профессиональной ориентации старшеклассников способствует ведение на базе СШ № 1,2, 4 курсов «Основы профиля обучения», «Технология и региональный рынок труда».

2011-2012 учебный год – год Родительского всеобуча.В 2012-2013 учебном году будет продолжена работа Родительского Университета при средней школе №2.

В каждой школе есть свои планы мероприятий.Среди них:

· Совместные спортивные праздники «Территория здоровья» с участием педагогов, родителей и учащихся,

· родительские собрания «Роль отца в воспитании ребенка». Приглашаются только отцы.

· «Знакомство с миром профессии» через родителей. Например «Профессия моего отца» — класс идет на производство или в организацию, где работает родитель.

Система дополнительного образования Никольского района, включающая Дом детского творчества, Детско-юношескую спортивную школу, кружки и секции общеобразовательных учреждений, охватывает 94,4% наших обучающихся. В системе дополнительного образования у нас работают 56 педагогов.

В районе хорошая спортивная инфраструктура:

27 спортивных залов

20 футбольных полей

123 спортивных площадки

ФОК, бассейн «Лазурный»

Работает шахматный клуб “Каисса”, объединяющий школьников городских школ, где занимаются 120 человек.

За период деятельности ДЮСШ подготовлено 87 чемпионов области по лыжным гонкам. 10 победителей Первенств области по борьбе самбо и дзюдо. 10 человек стали Мастерами спорта России.

В ДДТ реализуются программы дополнительного образования по 4-м направленностям в 17-ти детских объединениях. Наиболее востребованными у детей и их родителей являются:

— социально-педагогическая направленность – Студия раннего развития «Росточек», «Человек 21 века»

— художественная направленность –  изготовление цветочных композиций из ткани, изготовление декоративных панно из соломки

Успешно реализуются во всех школах проекты «Танцующая школа», «Шахматная школа».

Определенное внимание в районе уделяется здоровью школьников.

Процент охвата горячим питанием школьников составляет 90%, для детей младшего школьного возраста организованы завтраки. При двух городских школах № 1 и 2 работают отделения реабилитации и профилактики здоровья. За последние два года наметилась положительная динамика по количеству учащихся основной группы здоровья, снижаются пропуски по болезни.