Публичный доклад начальника Управления образования администрации Никольского района за 2018-2019 учебный год

Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!

 

         Накануне нового учебного года я приветствую всех собравшихся в этом зале — тех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения.

         Ежегодная встреча на августовской педагогической конференции  дает нам прекрасную возможность обсудить накануне учебного года результаты работы системы образования района, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития.

         Образование – это динамичная структура, которая подвержена постоянным изменениям, направленным на развитие с учетом запросов общества. На сегодняшний день главным приоритетом в образовании является качество образования.

         На начало нового учебного года система образования района  представлена 17 образовательными организациями, из них:

— 6 дошкольных образовательных организаций и 5 филиалов;

— 9 общеобразовательных организаций (8 средних школ и 1 основная школа) и 4 филиала;

— 2 организации  дополнительного образования (ДЮСШ, ДДТ).

 

Уважаемые коллеги!

         Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в детский сад.

         В Никольском районе функционирует система дошкольного образования, где успешно реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение шаговой доступности и соблюдение прав ребёнка на получение бесплатного дошкольного образования.

         В районе по данным автоматизированной информационной системы ЭСО «Комплектование» численность детей, посещающие детские сады, составляет  964 человека, что составляет 78% от общего количества детей от 1,5 до 7 лет. Доля детей от 3 до 7 лет, получающих услуги дошкольного образования через разнообразные формы составляет 92,3%.

         Основная деятельность дошкольных образовательных организаций района направлена на реализацию Основной образовательной программы, разработанной на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта дошкольного образования.

         В детских   садах реализуются такие региональные проекты,  как «Здоровый дошкольник», «PRO — чтение», «Дошкольникам о родном крае», «Танцующий детский сад», «Образовательная робототехника».

         Также активно реализуется программа «Человек на родной земле», целью которой является знакомство детей с профессиями родного края, ведение начальной профориентационной работы с дошкольниками. Большое внимание уделяется экскурсиям на предприятия и учреждения города, как одной из наиболее эффективных форм развитие у детей  интереса к различным профессиям.  При этом значительное внимание уделяется встречам с интересными и выдающимися людьми нашего района.

         Одним из важнейших направлений деятельности  детских садов является организация активного взаимодействия с родителями воспитанников посредством интерактивных форм и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. На базе детских садов действуют  родительские  клубы  «Растем вместе», для организации работы которого разработана и реализуется программа, как  одна из новых форм комплексной психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

         О высоком уровне профессионализма педагогических работников детских садов района свидетельствуют показатели результативности их участия в профессиональных конкурсах:

         — авторский коллектив педагогов МБДОУ «Детский сад №8» и «Детский сад №5» стали  дипломанты регионального конкурса «Календарь природы»;

         — педагоги детского сада № 8 Садыкова Ирина Юрьевна и Горбунова Альбина Романовна  стали дипломантами регионального конкурса образовательных программ «Хореография в детском саду»;

         — старший воспитатель детского сада № 5 Шведова Галина Борисовна  и воспитатель детского сада № 7 Тихонова Ольга Викторовна   приняли участие в областной конференции «Использование краеведческого материала в воспитании дошкольников» со своими докладами;

         — Педагог детского сада № 7 Ефремова Ирина Владимировна, став победителем  муниципального  этапа конкурса «Воспитатель года -2018», приняла участие в региональном этапе;

         -Педагоги детского сада №7 Ефремова Ирина Викторовна, Тихонова Ольга Викторовна, педагог детского сада №5 Храмова Надежда Александровна стали участниками областного конкурса «Сказка за Сказкой»;

         Участвуя в различных мероприятиях  воспитанники   детских садов  и родители также добиваются высоких  результатов:

— призовые места в международном конкурсе детского рисунка «Космос глазами детей»;

— хореографическая студия «Фантазия» детского сада №8 стала победителем регионального фестиваля хореографических коллективов Пензенской области;

 — воспитанники д/с№8 Захарова Дарья, Денисенко Ксения, Авдеева Мария — победители муниципального конкурса детского рисунка (ДОСААФ);

— 31 воспитанник успешно сдали нормы ГТО

Активно развивается в ДОУ дополнительное образование детей: музыкальная студия  «Домисолька», шахматный клуб «Юный шахматист», кружок «Ритмика», «Школа мяча», «АБВГ- дейка».

         В  новом учебном году в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед дошкольным образованием  поставлены следующие задачи:

         — создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет;

         — реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающие дошкольное образование в семье;

          — создание современной и безопасной образовательной среды.

 

Уважаемые коллеги!

Образование всегда отражает суть эпохи. Инновационное развитие экономики  страны, смена технологий, конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития, ориентироваться на доступность качественного образования.

Одним из ведущих показателей результативности труда педагога, коллектива школы  является качество знаний учащихся. Проведенный анализ данного показателя по итогам  2017 — 2018  учебного года показал, что аттестовано – 2461 человек (обучающиеся 1-х классов не аттестуются), из них:

обучающихся на «5» — 396 человек (16,7%);

обучающихся на «4» и «5» — 1014 человек (41,1%);

обучающихся на «4» и «3»- 1045 человек (42,5%);

не успевают –  человек 6 (0,3%).

Высокий процент качества знаний по итогам учебного года показали обучающиеся МБОУ СОШ № 3 г.Никольска – 64,5%, МБОУ СОШ с.Базарная Кеньша —  60%,   МБОУ ООШ с.Казарка – 63%. Низкий процент качества знанийМБОУ СОШ № 1,,  МБОУ СОШ с.Столыпино – 56,6%.

Средний уровень обученности по району не изменился по сравнению с  прошлым учебного года и составляет – 99,9%. Качество знаний в целом по району составляет – 57% (в прошлом учебном году было 53%).

32 выпускника  2017-2018 учебного года стали   обладателями медали «За особые успехи в учении».

Также одним из основных показателей  результативности качества общего образования является государственная итоговая аттестация выпускников.

В этом году при проведении единого государственного экзамена в Пункте проведения экзаменов использовались технологии печати контрольно-измерительных материалов и сканирования бланков работ учащихся. В течение всего учебного года Управлением образования Никольского района проведены обучающие семинары для всех категорий участников государственной итоговой аттестации.

Министерство образования Пензенской области высоко оценило организацию проведения государственной итоговой аттестации в Никольском районе, и  выражает огромные слова благодарности руководителю пункта Жестковой Раисе Ивановне, техническим специалистам Пименовой Галине Николаевне и Назаровой Галине Александровне, всем организаторам за четкую и слаженную работу при проведении ЕГЭ.

В 2018 году в проведении ЕГЭ участвовали 138 выпускников одиннадцатых классов. 137 одиннадцатиклассников успешно сдали обязательные предметы (русский язык и базовую математику) и получили аттестат о среднем общем образовании. 1 выпускник средней школы № 3 не сдал экзамен по математике и оставлен на пересдачу в осенний период.

         Анализ результатов ЕГЭ в основной период показал, что в 2018 году по району средний тестовый балл по всем учебным предметам выше результатов 2017 года, и по 10 предметам средний тестовый балл по району из 11 выше средне — областного (увеличился средний балл по иностранному языку, литературе, кроме информатики, хотя в прошлом году по району — 40,7, в этом году -43,7).

         12 выпускников показали высокобалльные результаты (от 90 баллов и выше) по ЕГЭ: по русскому языку – 8 (средние школы № 1,2,3,4), по химии – 1(СШ № 3), по биологии 2 (СШ № 3), по обществознанию — 1(СШ № 2).

         Сократилась доля  выпускников с результатом ниже уровня минимального количества баллов: в 2018 году 18 человек (13%), в 2017 году 19(17,7%) человек не справились с заданиями:

         В Основном государственном экзамене участвовали 242 выпускника девятых классов. Анализ результатов ОГЭ показал, что в 2018 году средний балл практически по всем учебным предметам выше 2017 года. Так, средний балл в 2018 году  по обязательным предметам  составил: по математике — 3,8 (в 2016 году —  3,6), по русскому языку – 3,9 (в 2016 году —  3,8). Остальные средние баллы по учебным предметам представлены на слайде.

         Из 242 выпускников лишь  238 человек получили аттестат об образовании за курс основной школы, 4 девятиклассника оставлены на пересдачу экзаменов в сентябрьские сроки (в прошлом году 18 человек не справились с заданиями).

     Анализ результатов экзаменов выпускников  9 классов показывает, что ключ к качественному образованию дает не столько «натаскивание» на тесты, сколько систематическая предметная подготовка. Чем раньше будут выявлены пробелы и проблемы в предметной подготовке, тем раньше можно принять меры по их устранению.

         Ориентация на объективность оценки на каждом уровне образования,  получение реальных данных о качестве и результатах обучения должны стать ключевыми задачами наших школ.

 

Уважаемые коллеги!

         В 2018 году  учащиеся 4,5,6,11-х классов всех общеобразовательных организаций Никольского района стали участниками Всероссийских проверочных работ по учебным предметам и успешно справились с заданиями.       ВПР позволяют психологически подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации, выстроить независимую систему

оценки качества образования, увидеть динамику развития каждого ребёнка и

разработать траекторию действий по устранению пробелов. Результаты ВПР используются школами для формирования программ развития образования, совершенствования методики преподавания учебных предметов, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.

 

Уважаемые коллеги!

         Школьное образование на протяжении последних лет находится в фокусе государственной политики и в Указе Президента РФ  определены основные задачи на новый учебный год:

— внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

— формирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

— создание современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.

 

Уважаемые коллеги!

         Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагога.

         В  Никольском районе в системе образования работают 206 учителей. Следует отметить стабильное  положение с комплектованием педагогическими кадрами, ежегодно повышается   рост образовательного и квалификационного уровня педагогов,  отмечается устойчивая тенденция повышения доли педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

         Вместе с тем вопрос старения  педагогических кадров остаётся  открытым. За 2017 и 2018 годы доля работников со стажем более 20 лет  возросла с  52,3% до 55%. Педагогических же работников, имеющих статус  молодых специалистов,  от общего количества  – только  1,5 %.  Следует отметить, что приток молодёжи в школы носит  нестабильный волнообразный характер. Так к началу прошлого учебного года в Никольском районе  было трудоустроено шесть молодых специалистов. В этом же году только одна. Это Жаркова  Ангелина Эдуардовна, учитель английского языка трудоустроена в среднюю общеобразовательную  школу № 3 города Никольска.

         В новом учебном году необходимо школам более активно привлекать молодые педагогические кадры со специальным и высшим профессиональным образованием к работе в системе образования  через  целевые направления в высшие  учебные заведения области,  активизировать работу с переселенцами.

         В районе сложилась крепкая система непрерывного образования педагогов,  включающая в себя совместную работу с Пензенским институтом регионального развития. Это курсовая переподготовка, работа районных методических объединений, семинары  и мастер — классы для различных категорий педагогических работников.

         В 2017- 18 учебном году работали  двадцать два   методических  объединения, из них 20 состоящих из  учителей по предметам, одно МО для педагогов дополнительного образования и одно МО воспитателей и музыкальных работников детских дошкольных образовательных организаций. За пошедший учебный год состоялось 59 методических объединений, на заседаниях которых происходило и происходит распространение опыта работы наиболее квалифицированных, передовых учителей района, в том числе  по использованию новых эффективных методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

         Отрадно отметить, что год от года продолжает расти профессиональное мастерство наших Никольских педагогов. Этому свидетельствует  их участие в различных  конкурсах, мастер- классах, педагогических салонах, форумах конференциях, спортивных состязаниях муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Более 70-десяти педагогов, а это третья часть от общего состава, не только приняли участие, но и занимали призовые места или становились лауреатами  и дипломантами.

         Особо хочется отметить в этом плане слаженную работу педагогического коллектива средней школы № 4 г. Никольска. В результате которой, учитель физической культуры Малахов Денис Александрович сумел выйти в финал самого сложного на сегодняшний день профессионального конкурса «Учитель года».

          Кроме того, Барышев Андрей Вячеславович, учитель технологии средней школы № 4 г. Никольска стал победителем ежегодного конкурса «Лучший учитель» и получил грант на 200 тысяч  рублей.

         Ещё двух весомых  побед добились два педагога в региональном грантовом  конкурсе «Педагогический Олимп». Это Жаркова Юлия Николаевна, учитель иностранных языков средней школы с. Столыпино в номинации «Педагогическое мастерство» и Агеева Любовь Александровна, куратор кадетского класса средней общеобразовательной школы № 2 города Никольска в номинации «Лучший воспитатель».

         По итогам областного конкурса «Лучший офицер-наставник, преподаватель ОБЖ, реализующий программы патриотической направленности», стали победителями преподаватели ОБЖ средней школы №2 г. Никольска Давыдов Вячеслав Валентинович и средней школы №4 г. Никольска Белякин Вячеслав Александрович и получили в качестве материального поощрения денежный грант в размере 25 000 рублей.

         Кроме того, средняя школа №2 г. Никольска заняла 3 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая».

 

Уважаемые коллеги!

         В современном образовании с введением  Федеральных государственных стандартов особое внимание уделяется развитию интеллектуального уровня обучающихся, формированию познавательной активности, умению самостоятельно получать знания. Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование обучающимися имеющихся знаний на практике через их участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях исследовательских и проектных работах.

         Егин Владислав, ученик средней школы № 2 г.Никольска, стал победителем  регионального отборочного этапа игры «Умники и умницы Сурского края» и приглашен на участие в  телевизионной игре в г.Москва.

         Ученицы средней школы № 3 г.Никольска Корчагина Тамара и Бурматкина Валентина заняли призовые места региональном конкурсе «Памяти земляков наших».

         Ученица средней школы № 1 г.Никольска Суматохина Мария – 5 класс стала победительницей  регионального этапа Всероссийского  конкурса сочинений «Мы – патриоты России»;

         Ученица средней школы № 3 г.Никольска Арискина Полина  заняла 2-место в региональном этапе Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» и награждена путевкой в «Артек».

         Гурьянова Кристина, ученица 8 класса средней школы № 1 г.Никольска заняла 3 – е место в конкурсе «Суд присяжных заседателей глазами детей», организованном Пензенским областным судом, советом судей Пензенской области, Управлением Судебного департамента Пензенской области при поддержке Пензенского регионального отделения «Ассоциация юристов России». Работа опубликована в ведомственном журнале «Власть судебная в Пензенской области».

         Мыскина Полина и Рябова Александра, кадеты МВД класса средней школы № 2 г.Никольска, стали победителями X Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны» в номинации «Кино-видео творчество», а кадет МЧС 6 «А» класса Сирина Виктория — в номинации «Художественная».  Также кадеты школьной киностудии под руководством Галины Николаевны Пименовой стали дипломантами IX областного фестиваля детского и юношеского кинотворчества «Дорога в мир кино и телевидения», посвященного 100-летию государственной системе дополнительного образования в России.

         Филашихина Марина, кадет 7 класса МВД, стала  лауреатом областного конкурса детского рисунка на тему «Сельское хозяйство глазами детей».

         Ученики средней школы № 3 г.Никольска класса лесничих и руководитель Громова Наталья Геннадьевна  заняли 1 место в  XIV областном слете школьных лесничеств в конкурсе плакатов «Сохраним лес живым».

                  Учащиеся средней школы № 4 Мазова Полина и Пангаева Ярослава лауреатами областного конкурса «200 лет в историях».

Уважаемые коллеги!

         Дополнительное образование сегодня по праву рассматривается как

важнейшая составляющая образовательного пространства, которое обеспечивает поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности.

         В районе 99 % детей охвачено дополнительным образованием в общеобразовательных организациях   и организациях дополнительного образования. Охват дополнительным образованием через организации дополнительного образования составляет 71,5 %. Положительная динамика увеличения контингента подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус.

        

         Основными показателями эффективности работы Детско-юношеской спортивной школы является присвоение спортивных разрядов, высокие спортивные достижения воспитанников на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях, организация и проведение спортивно – массовых мероприятий:

         Так, в прошлом учебном проведено 104 спортивно – массовых мероприятия, воспитанники ДЮСШ принимали участие в 137 выездных соревнованиях из них: 10 – всероссийских, 42 – областных, 28 – межрегиональных, 57 – межрайонных.

    433 призовых места в соревнованиях за минувший учебный год:

— Первых мест: 166 (2 – во всероссийских соревнованиях, 74 – в областных соревнованиях, 25 – в межрегиональных соревнованиях, 65 – в межрайонных соревнованиях). 

— Вторых мест: 136 (6 – во всероссийских соревнованиях, 43 – в областных соревнованиях, 17 – в межрегиональных соревнованиях, 70 – в межрайонных соревнованиях). 

— Третьих мест: 131 (1 – во всероссийских соревнованиях, 51 – в областных соревнованиях, 12 – в межрегиональных соревнованиях, 67 – в межрайонных соревнованиях). 

        

         Кроме того, в Детско – юношеской спортивной школе занимаются 5 кандидатов в мастера спорта (3 по боксу, 1 по самбо, 1 по лыжным гонкам),  18 воспитанников с  I взрослыми разрядами,  424 с массовыми разрядами.

         В 2018 году в Никольском районе приняли участие в выполнении нормативов  ГТО — 566 человек, выполнили нормативы на знаки отличия — 217 человек,  из них на золото —   52 человек, на серебро – 81 человек, на бронзу – 84 человек.

         К наиболее ярким достижениям воспитанников Дома детского творчества на очных этапах областного и всероссийского уровня следует  отнести:

-победители и участники областной научно-практической конференции учащихся – участников туристско-краеведческого движения «Земля родная»;

-победители X Всероссийской конференции учебно-исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность»;

-лауреаты I Молодежного православного патриотического фестиваля «Русь святая»;

-победители районного и областного конкурса детского творчества «Пожарная безопасность глазами детей»;

-победитель XIV Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»;

         В новом учебном году перед организациями дополнительного образования поставлены следующие задачи:

         — расширение видов направлений деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей населения;

         — увеличение доли охвата дополнительным образованием через организации дополнительного образования;

         — профилактика негативных явлений в молодежной среде.

 

Уважаемые коллеги!

         Летние каникулы — это благоприятный период для оздоровления и  отдыха школьников, для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей. Учреждениями образования района проведена достаточно большая работа по организации летней занятости подростков.

         Во время  летней оздоровительной кампании в районе  функционировало   8 лагерей с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных организаций  — №1,2,4, р.п. Сура, ст. Ночка, с. Столыпино, с.Маис, с.Казарка, в которых отдохнуло 678 детей.    В каждом  лагере разработана  программа, включающая в себя спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, интеллектуальные и творческие конкурсы, походы и экскурсии.

        Также в этом году продолжили  работу лагеря труда и отдыха «Росток» с. Серман и «Радуга» с. Старая Селя.  В них  за все 3 смены  отдохнули и  трудились 240 школьников  в возрасте от 14 до 18 лет. В лагерях разработана программа «Я – доброволец!», приоритетным направлением которой были мероприятия, посвященные Году Добровольца, волонтерскому движению – это  помощь пожилым одиноким жителям, работа по благоустройству сел, концерты, соревнования по волейболу, футболу для жителей сел. Также проводились экологические акции «Чистый берег» и «Чистый родник».

         При школах организована работа спортивно-оздоровительных  площадок в вечернее время, на которых  проводились  соревнований по волейболу, футболу  среди школьных и дворовых команд, «Веселые старты» для младших школьников.

         При Доме детского творчества  работали две площадки без  организации питания для 150 детей в возрасте от 4 до 14 лет.

         В течение лета в Детско-юношеской  спортивной  школе   организованы  учебно-тренировочные  сборы  отделений — лыжные гонки, плавание, бокс, борьба самбо, каратэ.

         На летний период 2018 года для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации приобретено 96 путевок в загородные оздоровительные лагеря «Сосновый бор» и «Солнечная долина».

         Для 187 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет было организацию временное трудоустройство.

 

Уважаемые коллеги!

          В 2018 году продолжена работа по совершенствованию материально-технической базы образовательных организаций Никольского района. В рамках реализации государственной программы Пензенской области «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014-2020 годы» продолжены работы по капитальному ремонту здания средней школы № 3 г. Никольска.

         В этом году в данной школе выполнены работы по замене системы отопления во всем здании. Также замена система освещения в коридорах и выполнена отделка потолков. На проведение ремонтных работ затрачено 3,9 млн. рублей на условиях софинансирования из регионального и муниципального бюджетов. Капитальный ремонт школы № 3 г. Никольска будет продолжен в 2019 году – планируется выполнить внутренние отделочные работы.  

         Кроме того, в 2018 году в рамках реализации проекта по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом проведен капитальный ремонт спортивного зала средней школы с. Маис. Выполнены работы по ремонту, как самого спортивного зала, так и вспомогательных помещений – раздевалок, душевых и туалетов. На проведение ремонтных работ затрачено 860 тыс. рублей на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней.

         В 2018 году продолжена работа по оснащению общеобразовательных организаций района учебной литературой. В этом году школами района закуплено 6618  экземпляров учебной литературы на общую сумму более 2,3 млн. рублей. Таким образом, каждый ученик, севший за школьные парты, получит современные бесплатные учебники.

         Кроме того, все учащие со второго по пятый класс получили бесплатно «Дневники школьника», 1175 экземпляров дневников поступили в школы района.

         Также нельзя не отметить, что в каждой образовательной организации района в рамках подготовки к началу нового учебного года проведен текущий косметический ремонт помещений, выполнены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

           Для оценки результатов проделанной работы, а также для проверки готовности образовательных организаций Никольского района к новому учебному году распоряжением районной администрации была сформирована межведомственная комиссия под руководством  заместителя главы администрации по социальным вопросам. В период с 24 по 31 июля были проверены все образовательные организации района и принято решение о готовности их к началу нового учебного года.

 

Уважаемые коллеги!

         Целью всех изменений, проводимых в системе образование является создание таких условий обучения и воспитания, которые бы обеспечивали здоровье и развитие каждого ребенка, раскрытие его способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь. Мы сможем достичь этой важнейшей цели в том случае, если будем учиться новому, меняться, соответствовать времени и своим ученикам.

         В преддверии нового учебного года хочется пожелать всей педагогической общественности этот учебный год принес вам новые победы и достижения. Пусть каждый проведенный Вами урок станет для детей новой страничкой в Книге жизненных открытий! Здоровья Вам, долголетия, умных и способных учеников, и ярких успехов в нелегком, но таком важном труде – воспитании человека!